Городецкий и Щур Паниковский скульптура Проня Прокоповна и Голохвастов Быков Скульптура Городецкий памятник Скульптура Довженко (Мотор!) Памятник Олена Телига Кучма бюст Мопасан Мадам Бовари Скульптура  портрет девушки
Главная
О нас
Паниковский
Проня
Городецкий
Быков
Студенты
Довженко
Телига
Разная скульптура
Контакты

Памятник Паниковскому

Памятник ПаниковскомуПо аллее, склоняясь немного набок, двигался немолодой уже гражданин. Твердая соломенная шляпа с рубчатыми краями боком сидела на его голове. Брюки были настолько коротки, что обнажали белые завязки кальсон. Под усами гражданина, подобно огоньку папиросы, пылал золотой зуб". Рассказывает В.Щур: «Первая работа — Паниковский. Было поставлено основное условие — сходство с Гердтом. Работал по фотографиям, очень много использовал снимков, пересматривал фильм.
Из книги выбрал все, что текстово характеризовало Паниковского, и все это использовал — и твердую соломенную шляпу, боком сидевшую на голове, и короткие брюки, из-под которых виднелись завязки кальсон, и характерные для того времени штиблеты. Работал быстро, за месяц все сделал в глине, а потом разговоры об этом заглохли и фигура, заставленная в угол, стала сохнуть. Но ей, наверно, не дано было пропасть. Я познакомился с Александром Андриякой и Владимиром Бутко, им нужно было показать Паниковского. Я даже толком не успел его восстановить, но установил хорошо, подсветил как надо. Пришел Бутко и с порога сказал: «Как живой!»...

Таким он и застыл, чуть не дойдя до Крещатика, навсегда прописавшись на Прорезной, 6. Как раз напротив того места, где прежде был банк "Эталон". Хотя в романе Паниковский был с усами, скульптура больше напоминает киношный свой прообраз - безусого "великого слепого" Зиновия Гердта. Зато характерное движение рукой на отлете - профессиональный жест карманника - схвачен очень точно. Голова отвернута в одну сторону, а рука знает свое дело! Другой карман оттопыривается - там уже лежит какой-то трофей.

Паниковский ботинокПаниковский кукишЛевая нога спешит наступить на монету - чтобы никто не забрал. Если изловчиться и, подставив зеркальце, посмотреть на подошву этого ботинка, можно увидеть... фигуру из трех пальцев. Это авторская выдумка скульптора Щура. Он прочитал, что в Бразилии кукиш символизирует счастье. А ведь в эту страну, в Рио-де-Жанейро, всегда стремился Остап Бендер. Кроме того, у этого кукиша еще одна положительная сторона - если люди знают о фигуре из трех пальцев на подошве Паниковского, значит, будут наклоняться, чтобы посмотреть. Волей-неволей преклонят колено перед Великим Слепым и талантом сыгравшего его Зиновия Гердта.

Поражает высочайшая культура исполнения произведения, когда художнику удалось не только найти точный образ, движение, выразить эмоции, владеющие персонажем, но еще и очень умело воссоздать в бронзе материал соломенной шляпы, кожи башмаков, фактуру ткани, наконец, в тяжелом металле воплотить даже блеск стекол пенсне своего знаменитого персонажа. Несомненно, эту скульптуру можно назвать одним из самых замечательных произведений городской пластики не только Украины, но и Европы. Киевский памятник смело может соперничать и со знаменитым испанским Дон Кихотом, и с копенгагенской Русалочкой, и с французским д'Ар-таньяном, и другими произведениями, посвященными видным литературным персонажам (которых, вообще-то говоря, не столь уж и много в мире!).